marta_inj (marta_inj) wrote,
marta_inj
marta_inj

Categories:

Чем плохо не запоминать

Нынче пришла новая эра - гаджетов и сети интернет. В нашем советском детстве нам было довольно трудно получать информацию. По телевизору днями шла нудная скукота про достижения пятилеток, мультфильмы два раза в день по пятнадцать минут, детский фильм один раз в неделю (в передаче "В гостях у сказки"), другие детские фильмы - только на школьных каникулах. В общедоступных детских библиотеках пять шкафов с книгами на три года, мне этого было мало, я успевала прочитывать все интересное за полгода. Еще общедоступными были учебники, которые, опять же, я прочитывала в августе, - такой был голод по информации к концу лета. И всё! Добыча любой другой информации была настоящим квестом! Если возникал какой-то вопрос, лишь редкий учитель мог просветить за пределами школьной программы, в основном - не могли. А где искать? В вузе? С вузовскими преподавателями мы смогли познакомиться лишь в последнем классе школы - на платных подготовительных курсах. У них была своя узкая область, в которой они могли отвечать на дополнительные вопросы, в остальном нет. Во взрослой библиотеке, когда я получила право туда записаться в 16 лет, ситуация с литературой была даже хуже, чем в детской. В общем, если был вопрос, возможности найти ответ приходилось ждать годами.
Вопросов у меня было много, годами искала ответы, в основном не находила, так что приучилась о-очень высоко ценить доступ к информации.

И вот она наступила - новая эра общедоступного интернета. Пять лет назад я думала, что, вот, растет первое поколение, у которого не будет дефицита информации, и даже интересно, что из них получится. Увидела. Вроде бы обычные дети, соображают неплохо, но... память как у золотых рыбок. Запоминать ничего не считают нужным, и вроде логика их понятна. Зачем запоминать что-то сложное и скучное, если ответ всегда можно найти в интернете? Но эта элементарная логика приводит к тому, что целостной картины какого-то сложного явления нет и быть не может. Потому что целостную картину из фрагментов можно составить только собственными усилиями, отыскивая связи между разрозненными, на первый взгляд, явлениями.

Вот альтернативные историки находят параллели между видом зданий на разных континентах.


Но, если ты не помнишь, как выглядят эти здания, ты не сможешь провести никаких параллелей, не сможешь понять, что общего в них, не обратишь внимания на различия.
Точно так же и в любой другой области знаний! Если ты не помнишь Х, никаких связей между Х и Y не увидишь!

И так оно и есть сейчас у детей: отрывки из обрывков, случайно задержавшихся в памяти, большие проблемы с выделением главного и второстепенного и с умением решать задачи, в которых больше двух действий, и никакой критичности (потому что критичность - это как раз способность сопоставлять с чем-то, что есть в памяти, и, следовательно, сомневаться). К выходу из школы ситуация немного исправляется, потому что для ЕГЭ все-таки нужно помнить довольного много, но - все-таки - почти неограниченный доступ к информации обернулся и своей темной стороной. И мы, выученные в другой школе, могли предсказать, что так будет? Нет. Значит, и наша предсказательная способность очень низкая. А слабо предсказать, что будет еще через десять лет?..
Tags: Люди, Мышление
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 74 comments