marta_inj (marta_inj) wrote,
marta_inj
marta_inj

Categories:

Разрушение убеждений



Более глубокое понимание обычно оказывается перпендикулярным прежним линейным убеждениям.
Линейное убеждение - это когда кажется, что есть правильное и неправильное направление, и тебе известно, какое правильное.

По молодости казалось, что медицина – это очень благородно и очень правильно: спасать людей от смерти или от боли, восстанавливать их возможности после болезни. Годы работы в медицине и около показали, что роль медика невелика, люди лечатся сами, а боль – всего лишь стимул, толчок к тому, чтобы они брали судьбу в свои руки. И слишком заботливый или слишком уверенный в своих умениях медик только задерживает пациента на пути к осознанию этой простой истины – что здоровье человека в его собственных руках.

Про спорт было убеждение, что это такой способ оздоровления людей и их обучения достигать поставленных целей. Соответственно, все, что противоречило этому «правильному» убеждению, вызывало негодование. Например, казалось несправедливым то, что большие средства крутятся вокруг взрослого спорта, а детский спорт нищий. Или несправедливо выделение талантливых и отбрасывание менее талантливых. Или понуждение к допингу. Или само устройство спортивных структур и политические игрища вокруг спорта. Почти три десятка лет ушло на понимание того, что спорт – это способ генерации эмоционального «пара» и его направления в нужную сторону. А то, что мне казалось «главным» - это на самом деле мелочь (те самые проблемы индейцев, которые шерифа не волнуют). И то, что казалось однозначно «плохими проявлениями спорта», приобрело совсем иной смысл, уменьшилось в значимости, а рассуждения «шерифа» стали казаться вполне разумными.

Еще одно заблуждение было: что взрослые оказывают колоссальное влияние на судьбу детей. Это заблуждение всесторонне продвигается в СМИ, и уже выросло целое поколение убежденных в этом людей, подрастило собственных детей, и мы видим их в образах «яжематерей» и «онжеребенков». Общение с десятками детей ясно показало мне, что каждый ребенок вполне устойчиво идет по своей собственной траектории. Взрослый может ему немножко помочь или немножко помешать, но никакого решающего влияния на ребенка он не оказывает, и развернуть траекторию ребенка на 180 или на 90 градусов не может. В редких случаях взрослый с ребенком совпадает, и тогда ребенок охотно берет от взрослого то, к чему уже был предрасположен. Тогда у ребенка и окружающих создается иллюзия, что вот, «этот человек сильно повлиял». Иногда мы вспоминаем чьи-то поступки спустя много лет в точках поворота своей судьбы, и потом можем считать, что вон тот друг, учитель, знакомый «через много лет направил нас нужную сторону». Хотя скорее просто направление нашего поворота совпало с их бывшим когда-то движением. Так что роль родителя, учителя и прочих взрослых не так уж велика. Скромнее надо быть, товарищи! Не ломиться с убеждением «Я лучше знаю!», не переоценивать свое влияние, не простраивать в уме будущее даже своих собственных детей.
Tags: Люди, Психология
Subscribe

  • На примере котиков

    Разве можно спокойно пройти мимо мирно спящего кота?.. Вот котик уютно свернулся или наоборот вольно раскинул лапы, лежа кверху пузом... смотрю на…

  • Простенькие бытовые сливы энергии

    Сын-подросток и мать. Сыну тысячу раз было сказано, чтобы мыл посуду за собой как минимум к приходу матери с работы. Но в очередной (двухсотый) раз…

  • Нужно ли уметь завязывать шнурки?

    Зачем ребенку завязывать шнурки, если у него есть мама? А зачем взрослому "завязывать шнурки", если есть "специально обученные люди", которые все…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments

  • На примере котиков

    Разве можно спокойно пройти мимо мирно спящего кота?.. Вот котик уютно свернулся или наоборот вольно раскинул лапы, лежа кверху пузом... смотрю на…

  • Простенькие бытовые сливы энергии

    Сын-подросток и мать. Сыну тысячу раз было сказано, чтобы мыл посуду за собой как минимум к приходу матери с работы. Но в очередной (двухсотый) раз…

  • Нужно ли уметь завязывать шнурки?

    Зачем ребенку завязывать шнурки, если у него есть мама? А зачем взрослому "завязывать шнурки", если есть "специально обученные люди", которые все…