marta_inj (marta_inj) wrote,
marta_inj
marta_inj

Category:

Мажор и минор


В первых классах школы нам объяснили, что есть музыка радостная – мажор – и есть печальная – минор. На этом объяснения закончились, но осталось неясным, зачем нам такие объяснения. Заменить слово «радостная» на слово «мажор», а слово «печальная» на «минор»?

Потом, после опыта в танцах, понимаешь, что мажор приподнимает, а минор прибивает к земле. И ведь реально физически тяжело делать наоборот: под мажор убавлять интенсивность движений, а под минор прибавлять.

Еще в глубокой древности было обнаружено, что аккорд из двух (приятных по отдельности) звуков может быть на слух приятным или неприятным (консонантным или диссонантным). Как было установлено, такой аккорд звучит консонантно, если отношение высот его звуков (с погрешностью скажем в 1% или менее) составляет пропорцию из относительно небольших целых (натуральных) чисел, в частности из чисел от 1 до 6 и 8.

Если же эта пропорция состоит из относительно больших взаимно простых чисел (15/16 и т.п.), то такой аккорд звучит диссонантно.

...эстетическая компонента звука «приятно-неприятно» (консонанс и диссонанс) возникает у нас при прослушивании двухголосных аккордов, а эмоциональная компонента звука «радость-печаль» (мажор и минор) возникает у нас только при добавлении третьего голоса.



Возникает вопрос, какие именно трезвучия являются мажорными, а какие - минорными?

На поиски этой информации у меня (дилетанта) ушло не менее трех часов, потому что продраться через музыкальную
терминологию - настоящее испытание. Мало того, что она очень-очень специфическая, так еще и явно заметно, что теория музыки изучается просто наизусть, без особого осмысления. Да и какое осмысление в возрасте 5-6 лет, когда дети приходят в музыкальные школы? А когда эти дети становятся взрослыми, вопрос "Почему так, а не иначе?" уже теряет остроту...не остается никаких вопросов.

Мне это напоминает рассказ об обучении китайцев и о том, как строй языка влияет на психологию. У китайцев ведь около 2 тысяч иероглифов, и дети первые два-три года в школе просто тупо заучивают их наизусть. Читать полноценно им трудно, пока нет базы, поэтому вопросы ребенка "Зачем мне это надо? Почему именно так?" долгое-долгое время подавляются.

Дорога изучения иероглифов не имеет обходных путей, есть только один путь – сесть и старательно выписывать черточку за черточкой.

Вот так и вырабатывается усердие и подавляется желание заглядывать наперед в поисках смысла (конечно, не у всех, но у многих).


Итак, после немалых усилий удалось выяснить, что "мажор - это большая терция", а "минор - это малая терция". Ах, так вот откуда взялись названия "мажор" и "минор"!

Большая терция - это три ноты, разделяемые тоном, а малая терция - это три ноты: между первыми двумя тон, а между второй и третьей - полтона.

И вот это малое отличие в третьей ноте порождает в нас возбуждение некоего процесса или подавление его. Осталось выяснить, что за процесс...

А вот воздействия других звукосочетаний:



Про консонансы и диссонансы писала в "Как сделать звук громче"
Tags: Волны, Люди
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 170 comments