marta_inj (marta_inj) wrote,
marta_inj
marta_inj

Categories:

Отсроченные последствия

Сколько должно пройти лет, чтобы потерять технологию? Всего одно поколение, которому эта технология не нужна(с).
Кто из нас знает, как устроен и работает сотовый телефон? Да практически никто. Если он сломается, можно купить новый.
Кто знает, как работает калькулятор? Тоже почти никто.

Чем хороши ВАЗы? Да тем, что они часто ломаются, и потому их владельцы знают, как устроен их автомобиль, и что нужно сделать, чтобы он ездил. А что знают о своей машине владельцы японских и немецких авто? В основном ничего, потому и готовы платить большие деньги за техобслуживание.

Есть много производств, которые работают десятилетиями почти без вмешательств извне, и через 20 лет уже мало кто помнит, КАК они работают. Технология, можно сказать, утеряна. Большая часть нынешних школьников не знает, откуда берется электричество. Зачем им это знать, если у них оно всегда есть?
Случись что, смогут ли они своими силами хоть что-то восстановить?

А где сейчас хранится информация? На компьютерах? А пропадет электричество, что останется от нас, наших мыслей, нашей науки?..

Последствия поступков не должны быть отсрочены слишком надолго. Потому что теряется понимание связи между поступком и последствиями. В идеале при легких ошибках последствия должны наступать сразу.



Когда-то во дворе за неосторожное высказывание кулак прилетал сразу или почти сразу. Поэтому оскорблениями никто особо не разбрасывался. Когда-то было много возможностей обжечься костром, разбить коленку или лоб, нахлебаться воды - и это сильно помогало устанавливать причинно-следственные связи. Хотя в восьмидесятых уже и был разрыв в виде "подушки безопасности" между поступком и его последствиями, но подушка эта была не такой толстой, как сейчас для детей (да и для большинства взрослых - тоже).

Чтобы эффективно учиться, мир не должен быть очень уж безопасным и предсказуемым. Технологии, которые хочется сохранить, не должны быть 100%-но надежными. Приборы должны ломаться достаточно регулярно, если мы хотим помнить, как они работают. Последствия поступков не должны быть далеко отсроченными (хотя летальные последствия для целей научения не должны быть частыми, а то все ученики погибнут, не успев ничему научиться).
Tags: Люди, Мышление, Психология
Subscribe

  • Тепло весной идет от земли

    Начало в Проталины В этом году наблюдение получилось "чистым" - свободным от влияния солнца, потому что стоял выраженный минус, потом резко…

  • Связь простых чисел с энергией?

    Сравнивала я тут рисунки при вращении радиусов в разные стороны (кликабельно, соотношения частот показаны над рисунком): И обнаружила,…

  • В поисках смысла синуса-8

    Музыка, такая музыка. Мажорный аккорд состоит из большой терции и малой терции. Минорный аккорд - из малой терции и большой терции. Казалось бы,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 20 comments

  • Тепло весной идет от земли

    Начало в Проталины В этом году наблюдение получилось "чистым" - свободным от влияния солнца, потому что стоял выраженный минус, потом резко…

  • Связь простых чисел с энергией?

    Сравнивала я тут рисунки при вращении радиусов в разные стороны (кликабельно, соотношения частот показаны над рисунком): И обнаружила,…

  • В поисках смысла синуса-8

    Музыка, такая музыка. Мажорный аккорд состоит из большой терции и малой терции. Минорный аккорд - из малой терции и большой терции. Казалось бы,…